+7 925 026 8077

Приложения к правилам игры в шахматы ФИДЕ

Приложения

A. Быстрая игра

A.1. "Быстрая игра" - это такая игра, где все ходы должны быть сделаны по крайней мере за 15, но меньше чем за 60 минут. Это или установленное время, или выделенное на игру время плюс добавляемое к каждому ходу время, умноженное на 60.

A.2. Игрокам не обязательно записывать ходы.

A.3. Если есть возможность обеспечения нормального судейства, (например, один арбитр для не более трех игр), Правила Соревнований должны применяться.

A.4. Если нет возможности обеспечить судейства Правила Соревнований должны соблюдаться, кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами быстрой игры:

a. Как только каждый игрок сделал три хода, не принимаются никакие заявления относительно неправильного расположения фигур, ориентации доски или установки показаний часов. В случае неправильной установки короля и ферзя рокировка короля невозможна.

b. Судья должен принимать решения согласно Статье 4 (Прикосновение к фигуре) только, если заявление сделано одним или обоими партнерами.

c. Невозможный ход закончен, как только часы партнера пущены. В этом случае партнер имеет право заявить о невозможном ходе, но только до того, как сделает свой ход. Только после такого заявления судья будет принимать решение. Однако, если оба короля под шахом, или превращенная пешка не заменена, арбитр должен вмешаться, если возможно.

d.

1. Флажок считается упавшим, когда правильное заявление об этом делается игроком. Арбитр должен воздерживаться от сообщения о падении флажка.

2. Чтобы заявить о выигрыше по времени, игрок должен остановить часы и известить судью. При этом флажок заявителя должен оставаться не упавшим.

3. Если оба флажка упали, партия признается закончившейся вничью.

B. Блиц

B.1. "Блиц" - это такая партия, в которой все ходы должны быть сделаны менее чем за 15 минут для каждого игрока. Это или установленное время, или же выделенное время плюс добавляемое к каждому ходу время, умноженное на 60.

B.2. Там, где есть возможность обеспечения нормального судейства, (один арбитр на одну игру), Правила Соревнований и Приложение A.2 должны применяться.

B.3. Где адекватного судейства нет следует применять следующее:

a. Игра подчиняется Правилам "Быстрой игры" (Приложение A) кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами блица.

b. Статья 10.2. и Приложение A.4.c не применяются.

c. Невозможный ход считается сделанным, если были пущены часы партнера. Партнер имеет право заявить о выигрыше перед тем, как он сделает ответный ход. Однако, если игрок не может поставить мат королю партнера любой серией, разрешенных Правилами ходов, даже при самой неквалифицированной игре партнера, партнер имеет право заявить о ничьей до того, как сделает свой ход. Как только партнер сделал свой ход, заявления о невозможном ходе не принимаются.

C. Алгебраическая нотация

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей одну систему записи партии -алгебраическую и рекомендует использование ее также для шахматной литературы и периодики. Бланки для записи партий, в которых вместо алгебраической применена другая нотация, не могут использоваться как подтверждающие документы в случаях, когда используются бланки игроков. Судья, видя, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, должен предупредить его об этом требовании.

Описание алгебраической нотации.

C.1. В данном описании, понятие "фигура" не включает понятие "пешка".

C.2. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры. Примеры: Кр - король (в русской нотации для короля используются две первые буквы), Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь.

C.3. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую букву названия, принятую в его стране.

Примеры: F - для слона соответствует французскому, L - голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур.

C.4. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы. Примеры: е5, d4, a5.

C.5. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами а, b, с, d, e, f, g, h соответственно.

С.6. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

C.7. Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.

C.8. Каждый ход фигуры определяется а) первой буквой названия фигуры, о которой идёт речь и b) полем, на которое фигура пошла. Дефис между а) и b) не ставится. Например: Се5, Кf3, Лdl. В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: е5, d4, a5.

C.9. Когда фигура совершает взятие, между первой буквой и полем, на которое она ходит, ставится знак "х". Примеры: Cхe5, Лхf3, Лxdl.

Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие - знаком "х". Примеры: dxe5, gxf3, axb5. В случае "взятия на проходе" указывается поле диагонали, которое покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется "е.р.".

C.10. Если две одноименные фигуры могут пойти на одно и тоже поле, то ход фигур указывается следующим образом:

1. Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали: a) обозначается первая буква названия фигуры, b) название покидаемой вертикали, и c) поле, на которое становится фигура.

2. Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали: a) обозначается первая буква названия фигуры, b) номер покидаемой горизонтали, и c) поле, на которое становится фигура.

3. Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ 1 предпочтителен.

В случае взятия между b) и с) ставится знак - "х".

Примеры:

1. Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Kgf3 или Кеf3 в каждом конкретном случае.

2. Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается K5f3 или К1f3 в каждом конкретном случае.

3. Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Khf3 или Kdf3 в каждом конкретном случае.

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака "х": 1) Kgxf3 или Kdxf3, 2)К5хf3илиК1хf3, 3) Khxf3 или Kdxf3.

C.11. Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, пешка, которая ходит, обозначается: a) буквой вертикали, которую она покидает, b) знаком "х", c) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях с4 и е4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова - cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.

C.12. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и

указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8K, b1С, glЛ.

C.13. Предложение ничьей должно быть отмечено как "=".

Принятые сокращения:

0-0 рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),

0-0-0 рокировка с ладьей al или а8 (рокировка на ферзевый фланг),

х взятие,

+ шах,

++ или # мат,

е.р. - взятие "на проходе".

Не является обязательным записывать шах, мат или взятие.

Пример партии:

1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 exd4 4. e5 Кe4 5. Фxd4 d5 6. exd6e.p. Кxd6 7. Сg5 Кc6 8. Фe3+3 Сe7 9. Кbd2 0-0 10. 0-0-0 Лe8 11. Крb1 (=)

D. Быстрая игра в отсутствии судьи

D.1. В случае, если партии играются по правилам Статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут, и до того, как упал его флажок. Он может сделать такое заявление в следующих случаях: а) партнер не может выиграть нормальными средствами, b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами. В случае а) игрок должен записать позицию, а его партнер удостоверить это. В случае b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено судьей, решение которого считается окончательным.

E: Правила игры со слепыми и с ослабленным зрением

E.1. Организаторы соревнований должны иметь возможность изменять следующие правила в зависимости от местных условий. В соревнованиях, где участвуют зрячие шахматисты и шахматисты с ослабленным зрением (юридически слепыми) любой игрок может требовать использования двух досок так, что видящие игроки используют нормальную доску, а игроки с ослабленным зрением - специально устроенную доску. Специально устроенная доска должна отвечать следующим требованиям:

a. Размер - не менее 20x20 сантиметров;

b. Черные квадраты, слегка поднятые;

c. Отверстие в каждом квадрате;

d. Каждая фигура, обеспечена штырем, который вставляется в отверстие;

e. Фигуры Staunton, черные фигуры с особыми отметками.

E.2. Во время партии применимы следующие инструкции:

1. Ходы должны быть четко объявлены, повторены противником и выполнены на его доске. Чтобы сделать объявление ясным, насколько возможно, используются следующие названия вместо соответствующих букв, алгебраической нотации

А - "Анна" В - "Белла" С - "Цезарь" D - "Давид"

Е - "Ева" F - "Феликс" G - "Густав" Н - "Хектор"

Горизонтали от белых до черных должны получить немецкие номера:

1 - eins "айн" 2 - zwei "цвай" 3 - drei "драй" 4 - vier "фир"

5 - fuenf "фюнф" 6 - sechs "зеке" 7 - sieben "зибен" 8 - acht "ахт"

Рокировка объявляется "Lange Rochade" ("Ланг Рохад" по-немецки, для длинной рокировки) и "Kurze Rochade" ("Кюрц рохад" по-немецки, для короткой рокировки).

Фигуры получают названия: Koenig "кениг", Dame "даме", Turm "турм", Laeufer "лойфер", Springer "шпрингер" , Bauer "бауэр"

2. На особой доске незрячего игрока фигура должна считаться "тронутой", когда она была вынута из гнезда (отверстия).

3. Ход считается "выполненным" когда:

a. в случае взятия - взятая фигура была удалена с доски;

b. фигура помещена в другое отверстие;

c. ход был объявлен.

Только после этого должны быть включены часы противника. Для видящего игрока имеют силу обычные Правила.

4. В соревнованиях для игроков с ослабленным зрением должны применяться специально устроенные шахматные часы, которые имеют следующие особенности:

a. циферблат, оснащенный укрепленными стрелками. Каждые пять минут должны быть отмечены на циферблате одной выпуклой точкой, и каждые 15 минут двумя выпуклыми точками.

b. Флажок, который можно легко почувствовать рукой. Особенно необходимо учесть, что у игрока с ослабленным зрением должна быть возможность нащупать рукой минутную стрелку в течение последних 5 минут каждого часа.

5. Игрок с ослабленным зрением должен вести запись ходов в азбуке Брайля, или от руки, или делать запись ходов на диктофон.

6. Ошибка при объявлении хода должна быть исправлена немедленно, прежде чем пущены часы противника.

7. Если во время партии на двух досках партнеров возникли различные позиции, диспетчер должен привести их в соответствие с записью партии на бланках обоих партнеров. Если записи партии на бланках соответствуют друг другу, игрок, записавший правильный ход, но выполнивший неправильный, должен исправить позицию на своей доске согласно записи партии.

8. Если возникла такая ситуация (пункт 7) и записи партии на двух бланках отличаются, диспетчер должен восстановить правильное течение партии, согласовать записи партии на обоих бланках и соответственно откорректировать показания часов.

9. Игрок с ослабленным зрением имеет право использовать помощника, в обязанности которого входит:

a. выполнение хода любого игрока на доске соперника.

b. объявление ходов обоих игроков.

c. вести запись ходов игрока с ослабленным зрением и пускать часы его соперника (с учетом подпункта 3. - с объявлением).

d. сообщать незрячему игроку (только при его запросе) число сделанных ходов и время, затраченное обоими игроками.

e. требовать зафиксировать результат партии в случаях, когда пройден контроль времени и сообщать диспетчеру, когда видящий игрок коснулся одной из фигур на своей доске.

f. выполнять необходимые формальности в случае, если партия отложена. Если у игрока с ослабленным зрением нет помощника, видящий игрок может обратиться к тому, кто должен выполнить обязанности, упомянутые в пунктах 9а и b.


Возврат к списку